Впервые за 30 лет восстановлено железнодорожное сообщение между Душанбе и Ташкентом. 20 июня из железнодорожного вокзала Душанбе провожали первых пассажиров торжественно, с букетами цветов.
Первым рейсом “Душанбе-Ташкент” проехал корреспондент издания “Азия-Плюс” Сайфиддин Карпаев.
Приводим выдержки из его материала, где будет ответ на упрек многих комментаторов “почему так долго в пути – почти 20 часов! ”
• Украинские вагоны.
Состав был сформирован ТЖД и состоял из 10 вагонов: четыре купейных, четырех плацкартных, один спальный вагон и вагон-ресторан.
Вагоны были изготовлены в 2012 году на Крюковском вагоностроительном заводе (г. Кременчуг), они находятся в идеальном состоянии. В вагонах работает система координирования. Как в плацкартных, так и в купейных вагонах для пассажиров предусмотрены системы индивидуального освещения, а также розетки на 200 вольт для зарядки гаджетов.
•Все в поезде – постельное белье, полотенца, дорожки, матрацы – новое.
•Внутри есть табло с информацией о дате, графике маршрута, температуре воздуха в салоне.
• В один вагон-купе можно набрать до 40, в плацкартные – до 58 пассажиров. Но на первый рейс набрали пассажиров немного – в каждом вагоне было много свободных мест.
Вагон-ресторан рассчитан на прием одновременно 40 пассажиров и обслуживается персоналом из 10 человек.
• Поезд будет курсировать один раз в неделю, отправляясь из Душанбе каждый понедельник в 18:37 и прибывая в Ташкент во вторник в 13:43. Из Ташкента состав будет отправляться в 16:15 и прибывать обратно в Душанбе в среду в 11:23. Общее время в пути составит более 19 часов.
• Первую остановку поезд совершил в 19.11 на станции «Ханака» в Гиссаре на 5 минут. Затем было 40-минутная долгая остановка на станции «Регар» города Турсунзаде, куда поезд прибыл в 19.51. В 20.32 состав отправился из Регара на границу Узбекистана и за 20 минут пересек ее.
•На территории Узбекистана предусмотрены несколько технических остановок, где пассажирам не разрешается выходить из вагонов. Первая из них на железнодорожном пограничном пункте «Кудукли» в 8 км от поселка Пахтаабад. Там будет проверка документов и багажа всего состава, которая продолжается ровно два часа. Там же меняют локомотив – таджикский тепловоз на узбекский электровоз.
• Далее несколько остановок, некоторые по полчаса.
• Общее расстояние между Душанбе и Ташкентом по железной дороге составило 904 км, время в пути – более 19 часов.
• Дискомфорт: сбои в работе кондиционеров и туалетов, суматоха в вагоне-ресторане.
Первый рейс обнаружил некоторые технические недостатки, которые ТЖД обещает исправить уже на следующем рейсе.
• Например, в некоторых вагонах не работали кондиционеры, и пассажиры чувствовали себя не очень комфортно в жаре. Также в некоторых вагонах не функционировали туалеты, проводники вынуждены были их закрыть, а пассажиры – отправиться в соседние вагоны.
• Экстренное торможение и мусор вдоль дороги
Были еще наблюдения, на которые обратили внимание сотрудники ТЖД.
• Так, например, в Узбекистане полосы отвода железной дороги ограждены по стандарту по 14 метров с каждой стороны. Это предотвращает несчастные случаи.
• «А у нас, особенно между станциями Душанбе-1 и Душанбе-2, железная дорога не защищена, дети играют прямо на рельсах, пешеходы почти ежеминутно пересекают пути где хотят.
• Тормозной путь от 800 до 1000 метров, только на таком расстоянии можно остановить поезд, если машинист увидит издалека нарушителя правил пересечения железных дорог. В противном случае экстренно остановить состав будет сложно, и вырастает возможность сбить пешеходов, животных, в некоторых случаях даже автомобили», – говорят они.
• Очень неприятно было видеть кучи мусора вдоль железной дороги, вплоть до границы с Узбекистаном. В соседней стране такого безобразия нет…