
В Приморском крае отменён четырёхлетний запрет на работу мигрантов с патентами в сфере пассажирских перевозок. Губернатор исключил этот вид деятельности из перечня запретных для иностранных граждан. Несмотря на ослабление ограничений, дефицит водителей в регионе по-прежнему остаётся острой проблемой.
Общественный транспорт Владивостока переживает серьёзный кризис. Некоторые перевозчики выполняют свои маршруты лишь наполовину или даже на треть. Компания «Самокат» считается одной из успешных — на маршруты выходит около 90% её автобусов.
Для восполнения кадрового дефицита компании начали привлекать мигрантов из стран бывшего СССР. В 2015 году появились патенты для трудоустройства, а граждане стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) получили право работать без патента, заключая трудовой договор напрямую с работодателем. Основную долю водителей составили граждане Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.
Однако в 2019 году власти Приморья запретили трудоустройство мигрантов с патентами в сфере пассажирских перевозок, мотивируя это обеспечением приоритета для россиян и снижением числа аварий с участием иностранных водителей. Это привело к сокращению числа мигрантов-водителей, многие из которых перешли в строительную сферу или грузовые перевозки.
С 1 января 2024 года запрет на использование патентов для работы в общественном транспорте отменён. Теперь мигранты снова могут легально трудиться в этой сфере. Однако перевозчики не ожидают массового возвращения специалистов. Большинство мигрантов, ушедших из пассажирских перевозок, вряд ли вернутся из-за ксенофобии и сложностей с трудоустройством.
Для работы в пассажирском транспорте мигрантам необходимо иметь российские водительские права. Однако современные мигранты часто не владеют русским языком на достаточном уровне, чтобы успешно сдать экзамены, что делает их трудоустройство практически невозможным.
В Приморье проживает около 1,8 миллиона человек, и найти среди них новых водителей крайне сложно. Перевозчики отмечают, что такая ситуация наблюдается по всей России. Привлечение специалистов из других регионов также не решает проблему, так как повсеместно ощущается кадровый голод.
Хотя снятие ограничений на работу мигрантов в пассажирских перевозках в Приморье немного улучшит ситуацию, полностью решить проблему кадрового дефицита это не сможет. Перевозчики продолжают работать в условиях нехватки специалистов, надеясь лишь на стабильную работу тех сотрудников, которые уже имеют российское гражданство и опыт.