Статья

162 02/10/2024

В Казахстане Россия представлена как колониальная империя, использовавшая страну для военных и экономических интересов. В учебниках критикуется политика Российской империи, особенно переселенческая политика, которая привела к социальным конфликтам и восстаниям. Советский период оценивается через призму голода 1921 года и его катастрофических последствий.

Азербайджанские учебники характеризуют установление советской власти как военное вторжение. Россия представляется как страна, на протяжении истории эксплуатировавшая Азербайджан, а также способствовавшая обострению карабахского конфликта. Антиколониальные настроения усиливаются в новых учебниках, несмотря на более нейтральное освещение современных отношений с Россией.

В учебниках Армении Россия изображена как агрессор, насильственно присоединивший Восточную Армению. Исторические события, такие как Русско-персидская война, интерпретируются с позиций ущерба для армянской государственности. После критики со стороны России армянские власти пообещали внести изменения в учебники.

Узбекистан описывает Российскую империю как деспотическое государство, принесшее вред национальной идентичности и экономике. В учебниках отвергаются аргументы о прогрессивных последствиях колонизации, акцентируя внимание на негативных сторонах присутствия России в регионе.

В учебниках Киргизии и Таджикистана влияние России представляется более позитивно. Присоединение к СССР способствовало экономическому развитию и переходу к оседлому образу жизни. Таджикские историки также подчеркивают роль советской власти в защите населения и ликвидации басмачества.

В учебниках Израиля Российская империя и Советский Союз описываются как антисемитские государства. Положительные моменты двусторонних отношений между СССР и Израилем, особенно в период основания еврейского государства, зачастую игнорируются, что подчеркивает однобокий подход к историческим событиям.

В иранских учебниках Россия ассоциируется с вмешательством во внутренние дела страны и поддержкой выгодных для империи режимов. Русско-персидские войны рассматриваются как символ колониального подавления и утраты суверенитета, а вмешательство СССР в Ирано-иракский конфликт оценивается как фактор дестабилизации.

Учёные ИНИОН изучив все учебники, сделали вывод, что трактовка исторических событий в учебниках стран СНГ и Ближнего Востока представляет Россию как колониальную державу с акцентом на негативные аспекты её политики, формирует негативные образы России. Журналисты «РБК» обратившие внимание на научный анализ, приходят к мнению, что подобная трактовка событий может усилить антиколониальные настроения и повлиять на отношения ряда стран с Россией в будущем, и сообщили о направлении запроса в МИД, РАН и другие организации.

На самом же деле, истолкование истории в учебниках стран не означает повсеместную русофобии, а скорее является следствием исторического контекста и восприятия прошлого.

Что вы думаете по этому поводу? Делитесь в комментариях.

Rossiya, migrantlar: Ko‘rinishga qarab yoqmaganni qaytarishyapti

Навигация