Статья

292 17/10/2024

Первые известия о начавшейся в январе 1904 года русско-японской войне и непростом положении, в котором оказалась российская эскадра на Дальнем Востоке, привели к зарождению движения по сбору добровольных пожертвований на строительство новых кораблей для флота. Стартовав как частная инициатива нескольких патриотически настроенных представителей высшего света, эта общественная кампания вскоре расширила свои масштабы – к ней присоединялись подданные императора со всех концов России.

Миллион на эсминец

В связи с тем, что число жертвователей и объем передаваемых ими взносов росли день ото дня, появилась необходимость организации строго учета всех поступавших средств. С этой целью уже 6 февраля 1904 года Николай II одобрил создание Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования.

Эта организация имела право не только собирать денежные взносы, но и непосредственно направлять их на постройку боевых кораблей. Согласно публичному отчету комитета, за несколько лет удалось собрать колоссальную сумму в 17,1 млн рублей.

Свою лепту в развитие российского флота тогда внесли, помимо прочих, и окраины обширной империи. В частности, несмотря на то, что Бухарский эмират формально был независимым от России государством, его правитель эмир Сеид Абдулахад-хан стал одним из главных спонсоров – он перечислил 1 млн рублей. Кроме того, еще более 300 тысяч рублей поступило от прочих жителей Туркестана. Для сравнения, примерно столько же прислал Сенат Финляндии.

Служба на Балтике

Летом 1904 года на вервях Сандвикского корабельного дока и механического завода в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) были заложены будущие крейсеры «Эмир Бухарский» и «Финн», а чуть позже на петербургском Путиловском заводе – однотипные им «Москвитянин» и «Доброволец».

Эти минные крейсера предназначались для отражения торпедных атак на крупные корабли, а также постановки минных заграждений, конвоирования и разведки. От миноносцев, строившихся для флота ранее, их отличали усиленное вооружение и большие размеры.

Это должны были быть двухтрубные корабли водоизмещением в 570 тонн (фактическое – 620 тонн), способные развивать скорость до 25 узлов (свыше 46 км/ч).

«Эмира» спустили на воду 30 декабря 1904 года, а полноценной флотской единицей он стал к середине 1905-го. По штату экипаж нового судна насчитывал 99 офицеров и матросов.

Такой была история «Эмира Бухарского» – российского боевого корабля, деньги на строительство которого дали жертвователи со всего Туркестана. И на ежегодных морских парадах в Санкт-Петербурге и других городах также чествуют и их вклад в развитие военно-морского флота большой страны.

Rossiya, migrantlar: Ko‘rinishga qarab yoqmaganni qaytarishyapti

Навигация